Обобщение опыта
Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
Важные уведомления. Что-бы скрыть уведомление нажмите кнопку "Прочитано".

Обобщение опыта

Обобщение опыта презентация

На современном этапе педагог должен не только уметь хорошо работать, но и уметь показать это.

Что такое пед. опыт? Понятие «педагогический опыт» на современном этапе развития образования рассматривается в двух значениях: широком и узком. В первом случае педагогический опыт является составной и необходимой частью и разновидностью общечеловеческого опыта. В таком понимании он представляет собой богатейшую сокровищницу профессиональных ценностей, созданных педагогами всех времён и народов, он носит массовый характер.

В узком смысле «педагогический опыт» рассматривается как совокупность практических знаний, умений, навыков (ЗУН), приобретаемых педагогом в ходе повседневной работы; основа его профессионального мастерства; один из источников развития педагогической науки.

К передовому педагогическому опыту в этом смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.

Существует несколько определений передового педагогического опыта. По определению, данному В. И. Загвязинским, «передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты» [3, 66].
По А.А. Глинскому, «педагогический опыт - это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность - как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности» [1,  с. 203].

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

Актуальность определяется важностью, значимостью  опыта для решения имеющихся проблем, его возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей. Чем более широкий круг насущных проблем он помогает устранить, тем выше его актуальность для пользователей.

Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обусловливается известностью опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.

Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. Результативность опыта характеризуется надежностью (устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике) и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов, их способностью оставаться новыми, не устаревать).

Каким же образом осуществляется работа над опытом?

Самый ответственный этап – описание опыта. Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Структура текста описания опыта произвольная, но его содержание должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.

Примерная структура описания педагогического опыта.

•      Титульный лист

•      Наименование опыта

•       Условия возникновения

•      Актуальность и перспективность опыта

•      Теоретическая база опыта

•      Ведущая идея

•      Новизна опыта

•      Технология опыта

•      Результативность опыта

•      Адресность опыта

•      Литература

•      Приложение

Любое описание опыта работы начинается с формулировки  его темы. Прежде чем ее сформулировать мы должны задать себе вопрос: Что я делаю? При этом необходимо помнить, что тема должна быть направлена на практическую составляющую и ее формулировка должна состоять из 2-х частей:

1). - Что 2). – Для чего. «Использование….для…», «…как средство…».

         Давайте назовем несколько таких формулировок………………

Например: «Использование коммуникативных заданий на уроках английского языка для развития навыков диалоговой речи», «Метод полного физического реагирования как средство развития диалогических умений младших школьников».

         Тема должна отражать главное направление в содержании работы, соответствовать следующим требованиям:

1.                 Наличие актуальной проблемы;

2.                 Отражение деятельного аспекта;

3.                 Чёткость и конкретность формулировки.

           Тема не должна быть обширной и не должна объединять несколько направлений, чем четче, конкретнее и уже тема, тем четче и конкретнее будет выстраиваться содержание опыта.

Например: Если сформулируем тему так: «Использование интерактивной доски на уроках математики, как средство повышения эффективности обучения» - тема обширная, требующая раскрытия многих направлений эффективности обучения. Сузим ее и получим более конкретную тему «Использование  интерактивной доски на уроках математики как средство повышения уровня компьютерной грамотности учащихся» (можно как средство развития универсальных учебных действий учащихся)

Далее необходимо описать условия становления опыта, как правило, это - 0,5 страницы. Необходимо начинать с выявления и обоснования той конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития. Необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной  сре­де, группе.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;  изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.

В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Теоретическое обоснование должно соответствовать основным понятиям заявленной темы опыта или проекта

Работая над опытом мы должны ответить на вопрос -  почему я это делаю, для того чтобы обосновать выбор темы, т.е. обосновать актуальность опыта.

В этой части прописывается практическая значимость опыта. Раскрывается значимость темы для современной системы образования и конкретного образовательного учреждения, конкретного педагога. Далее необходимо выделить противоречия и трудности, с которыми Вы столкнулись в своей практической деятельности. Обычно противоречия обуславливаются затруднениями, возникающими между необходимостью и ограниченностью. Допустим между изменившимися требованиями к уровню подготовки учащихся и невозможностью добиться результата традиционными средствами. (Ссылки на социально-экономические процессы или слабые учебные возможности учащихся аргументами не являются). Поэтому в обосновании актуальности опыта необходимо прописать, какие именно затруднения и противоречия в практике обучения и воспитания побуждают отказаться от традиционного пути и начать поиск нового.      

Обозначив противоречия, мы формулируем, каким образом, за счет чего будем это противоречие устранять и тогда получим проблему опыта.

При формулировке проблемы сначала называем предполагаемый в ходе разрешения противоречия результат, а затем то, за счет чего этот результат достигается. Вернемся к теме «Использование  интерактивной доски на уроках математики как средство повышения уровня компьютерной грамотности учащихся». Что здесь проблема, противоречие, результат?

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работы учащихся, мониторинг и так далее.

Идея опыта, проекта – центральная, основная мысль,  опыта или проекта, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора. Идея -  это мысль о преобразовании действительности в желаемом направлении, те общие суждения о способах перехода из той ситуации, которая нас не устраивает в другую желаемую ситуацию.

При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну, степень новизны. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.

Далее следует практическая часть.        

В этой части опыта раскрывается последовательность действий педагога, начиная с осознания цели, изучения состояния, постановки задач, подбора форм, методов, средств, примеров, планирования, подведения итогов анализа, корректировки. Необходимо соотнести это с конкретными условиями, в которых опыт осуществляться. Приводим конкретные примеры и факты.

        

Но сначала формулируется цель и задачи опыта. Чтобы сформулировать цель необходимо ответить на вопрос: Чего я хочу добиться в итоге? Итогом могут быть: новая методика, новая программа, новая классификация, новая система, учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.

Показателем качества постановки цели опыта является установление связи: «тема, цель, результат». Например

Тема опыта: «Использование коммуникативных заданий для развития навыков диалоговой речи».       

Цель: создание условия для развития умений и навыков диалогической речи через систему коммуникативных заданий           

Результат: достигнута сформированность коммуникативной компетенции и навыков диалогической речи достиг 63 % и 68 %.

После формулировки цели прописываются задачи, как средства достижения цели, т.е. отвечаем на вопрос: что я делаю для достижения данной цели. Не допускается смешивать цели и задачи. Цель – это то, чего хочу достичь, а задачи – это средство достижения цели. Формулировки цели начинаются с существительного, а задачи с глагола:

При постановке задач опыта определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации опыта, проекта. Цель и задачи опыта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.

Содержание опыта должно соответствовать его теме, идее, целям.

Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержа­ние.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

·        отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;

·        выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)

·        показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);

·        показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагоги­ческие «находки»);

·        содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

Раскрывая особенности технологии работы, надо действия  педагога соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

Следующей частью опыта будет описание критериев результативности опыта и представление его результатов. Необходимо  разработать и прописать критерии, по которым Вы будете определять результативность своего опыта (проекта) или эффективность его реализованности. Иными словами, необходимо разработать и прописать способы оценки, которыми  будут определяться произошедшие качественные изменения. Определить критерии результативности деятельности учителя и учащихся. Критерии можно представить в форме таблиц, диаграмм, графиков, данными родительского опроса – сопровождающихся Вашими комментариями. Критерии должны формулироваться лаконично, четко, измерять конкретно то, что хочет проверить исследователь, поэтому критерии должны соответствовать теме и цели опыта.

Можно прописать перспективы развития опыта. Все то, что еще можно сделать для повышения эффективности своей работы в данном направлении (либо использовать данную технологию при изучении предметов других учебных курсов, либо на последующей ступени обучения).

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.), определить область применения опыта.

Необходимо проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)

Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)

Список литературы – обязательная часть. Невозможно создать опыт без опоры на чьи-то труды. Кроме этого

·        Список литературы в алфавитном порядке (должен соответствовать ГОСТ 7.1.Библиографическое описание документа).

·        Преобладание источников выпущенных не позднее 2000  года.

·        При необходимости делаются ссылки. Ссылки в тексте стать указываются в квадратных скобках: номер позиции списка и номер страницы (например: [9, с. 25]).

·        Постраничные сноски не допускаются.

В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.

Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо ото­брать образцы, наиболее ярко подтверждающие опи­санный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, струк­турно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми.

Объем описания опыта составляет не более 45 тысяч знаков (20 страниц + дополнительно к ним необходимые приложения).

Примеры обобщения: 

Презентация опыта
 Труфановой И.Э.в 2019

Текст обобщения Труфановой И.Э. в 2019

Обобщение Ивановой